Промежуточные итоги создания МФЦ: Москве далеко до уровня Шанхая и Мумбаи, не говоря уже о Лондоне и Нью-Йорке

 Источник: Finam

Глобальный финансовый кризис и медленная реализация реформ замедлили выполнение задачи по созданию МФЦ в России. К настоящему моменту стране не удалось стать даже региональным финансовым центром для стран СНГ. Такие неутешительные итоги приводятся в исследовании Ernst&Young и РЭШ «Москва как региональный финансовый центр для стран СНГ».

Концепция по созданию МФЦ была принята в 2008 году, и в ней были поставлены амбициозные цели, напоминают эксперты: к 2010 году Москва должна была стать региональным финансовым центром для стран СНГ, а к 2012 году – выйти на уровень, сравнимый с Шанхаем и Мумбаи. «С момента разработки концепции по созданию МФЦ в России прошло 4 года. Несмотря на ряд позитивных изменений, Москве далеко до уровня Шанхая и Мумбаи, не говоря уже о Лондоне и Нью-Йорке», — констатируют авторы исследования.

По мнению экспертов, полнота достижения поставленных целей под вопросом. «Москве необходимо добиться существенного улучшения по главным критериям уровня развития МФЦ – доступности капитала и мощи финансовой индустрии. Являясь лидером по финансовому развитию среди стран СНГ, Россия так и не смогла утвердиться в роли регионального финансового центра», — говорится в исследовании.

Такой результат авторы объясняют глобальным финансовым кризисом, который пришел в Россию осенью 2008 года и заставил правительство сменить приоритеты. Прежде всего, необходимо было обеспечить стабильность банковской системы, справиться с обвалом фондового рынка, падением курса рубля и проблемой рефинансирования валютных заимствований со стороны корпораций. Долгое время правительство было занято антикризисными мерами, а не структурными изменениями, необходимыми для развития МФЦ, отмечают эксперты.

В итоге рабочая группа по созданию МФЦ в РФ была сформирована лишь в 2010 году была, что придало новый импульс проекту, однако продолжительные межведомственные согласования замедлили реализацию мер, предусмотренных в концепции. Тем не менее, ряд позитивных изменений в инфраструктуре, законодательстве и регулировании финансовых рынков позволили несколько сократить отставание Москвы от ведущих финансовых центров, хотя революционного прорыва не произошло.

Согласно индексу глобальных финансовых центров GFCI, за последние 4 года Москва повысила свою оценку с 414 до 585 баллов. Однако место в рейтинге относительно конкурентов практически не изменилось: в сентябре 2008 года Москва занимала 57-ю позицию из 59, а теперь – 64-ю из 77. Как и ранее, Москву опережают как партнеры по BRICS, так и ближайшие соседи и конкуренты – Варшава, Стамбул и Дубай. Все эти финансовые центры продолжают развиваться, и наибольшего успеха в этом добился Шанхай, поднявшийся за 4 года с 34-го на 19-е место.

Основные риски Москвы как регионального финансового центра – это высокая конкуренция в регионе, нехватка капитала на российском фондовом рынке и длинных денег, административные барьеры для иностранных эмитентов, а также неразвитый бизнес-климат, отмечается в исследовании. Масштабная приватизация пакетов акций госкомпаний – уникальный шанс дать мощный толчок рынку капитала в России, считают авторы исследования. «С появлением центрального депозитария и разрешением счетов номинального держания вполне реально привлечь иностранных инвесторов на Московскую биржу, чтобы обеспечить достаточный спрос. Если же большая часть размещаемых пакетов будет продана в Лондоне, то, скорее всего, ликвидность там и останется», — отмечают эксперты.

VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 0.0/5 (0 votes cast)

Комментарии закрыты.

Свежие записи